Будда, развитие, йога, медитация, Человек

Об основах планетарной культуры..:-)


Думающему читателю предлагается для размышления статья Евгения Вахромова и Таль Ашера об интегральной культуре.
"Культура есть путь от замкнутого единства через раскрытое множество к раскрытому единству." /Г.Зиммель/
Человек живет в мире, - в этом первичная данность его бытия, исходный пункт процесса познания им мира действительности и его самопознания. Современная наука видит в Мире, Вселенной, открытые сложные системы, в которых непрерывно возрастает количество элементов и подсистем, увеличивается и усложняется их взаимозависимость и взаимосвязи; эти процессы имеют тенденцию к ускорению. Сами за себя говорят названия работ, в которых выдающиеся ученые философски осмысливают результаты достижений науки: "The End of CERTAINTY" ("Конец определенности",1997), И. Пригожина, "Расставание с простотой" (1998) Н.Н. Моисеева. Наука отказывается от претензий на истину, признает гипотетичность всего научного знания как "погрешимого" (фаллибилизм - К.Поппер, И.Лакатос), "относительного" (релятивизм - В.Куайн, Т.Кун), "эволюционирующего" (эволюционная эпистемология - К.Лоренц, К.Поппер, К.Хахлвег).

Разрушая у человека уверенность в чем бы то ни было, философия науки ставит его лицом к лицу с экзистенциальными проблемами смерти, изоляции, боли, отсутствия заданного извне смысла. Полностью читатайте по ссылке :-)

Будда, развитие, йога, медитация, Человек

Принять свое сакральное сердце...

Наша всемирно известная соотечественница Елена Петровна Блаватская писала о том, что сознание человека, являющееся всего лишь животным сознанием, состоит из сознания всех клеток тела, за исключением клеток сердца. Ибо сердце есть орган духовного сознания.

Елена Петровна Блаватская в своей книге "Инструкции для учеников внутренней группы" пишет о Сердце как органе духовного сознания.

Самая необычная базилика Рима - Санта-Мария-дельи-Анджели

DSCF6183.jpg

Полное название самой необычной базилики Рима, расположенной на площади Республики, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Базилика посвящена Святой Деве, Ангелам и Мученикам. Она расположена на месте античных руин терм Диоклетиана. А уникальность её в том, что в ней воссоединились христианская вера, величие Древнего Рима и новаторство эпохи Возрождения. Колоссальные термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах. Название базилики хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве.
Collapse )
Этнер, future, chuvashia
  • atner

Открытый проект: Цифровая коллекция публичной библиотеки Нью Йорка

В 2010 публичная библиотека Нью-Йорка (NYPL) получила грант от NEH на реализацию проекта The New York City Historical GIS Project. По проекту оцифровке подверглись 17.126 исторических карт. Подавляющее большинство карт относятся к городам Нью-Йорк, Нью Джерси. В фондах библиотеки (Map Division) остаётся еще огромное количество неоцифрованного материала - всего учтено 433 тысячи карт и 20 тыс книг-атласов с XV по XXI вв. Для американистов очень ценный материал. Для библиотек, планирующих перевод в цифру также интересный опыт. Но карты это только одна грань. Есть еще 809.432 (это всего) единицы цифрового материала! Есть специальный

Collapse )
Ранее по теме "Открытый мир":
Будда, развитие, йога, медитация, Человек

Борьба за Корею... Ярое противостояние СССР и КНР против США и сил ООН

В условиях ядерной гонки и холодной войны после окончания Второй мировой Корея стала боевым полигоном напряжения мускулов двух противоположных лагерей, двух непримиримых полюсов. Возможно, благодаря этой кровопролитной трехлетней войне, унесшей жизни шести миллионов человек, новая мировая ядерная война не была развязана, и СССР и ее союзники устояли, укрепив свои позиции. Советской авиационной дивизией в этой войне командовал легендарный летчик, трижды Герой Советского Союза, украинец Иван Кожедуб.
Корейская война — конфликт между Северной и Южной Кореей (25 июня 1950 г. — 27 июля 1953 г.), в который оказались втянуты десятки стран, включая СССР, КНР, Великобританию и США. Мирный договор между Северной и Южной Кореей не подписан по сей день. И вот уже более полувека на 38 параллели стоит стена… Один народ, одна история, одна судьба, разделенная бетоном, идеологической непримиримостью и политическими амбициями.
Война в Корее. Все серии подряд. Документальный Фильм. StarMedia. Babich...
Будда, развитие, йога, медитация, Человек

О комплексе "пандита" или "кусали" :-)

Многие из западных духовно устремленных людей страдают в зависимости от приверженности своего типа к "пандиту" или "кусали".... то есть одни (включая сторонников Агни-йоги) либо читают книги одного или нескольких направлений, в лучшем случае; возможно, ощущают какие-то потоки энергий, однако, не считают нужным для себя заниматься определенной практикой, не понимают суть и глубину медитативного подхода, не знакомы с буддистской традицией по существу, легкомысленно или самонадеянно надеясь, что и так придет.... а оно не приходит, жизнь затягивает, устремление угасает, движение идет по инерции, больше откликаясь на какие-то внешние кармические толчки.... а царствие Божие силою берется, но не физической, а внутренней, утонченной, осознанной.... другая категория, включая сторонников различных направлений буддизма, индуизма, активно занимается практикой, не вдаваясь в суть переживаемых глубин, не изучает и не осмысливает философскую и практическую традицию экзотерического и эзотерического Буддизма и Веданты.... о реагировании, ядах и загрязнениях от Дэниела Брауна, профессора-практика, пытающегося осмыслить традиции прошлого в контексте настоящего для западного человека: "Палийское слово дуккха, которое обычно переводят как «страдание», можно также перевести как «реагирование». Ведь когда мы переживаем события, разворачивающиеся в нашем потоке ума момент за моментом, обычный ум реагирует на них, основываясь на привычных склонностях. Если событие воспринимается как приятное, ум в силу привычки устремляется к нему. Если событие воспринимается как неприятное, ум его отталкивает. В буддизме эти автоматические реакции называются соответственно «привязанность» и «неприязнь», а отклонения от непрерывного потока сознавания — «не-сознавание» или «неведение». Вместе эти «три яда» сопровождают каждое мгновение обычного восприятия. Они являются привычками. Они скрывают от нас естественное состояние нашего ума и в силу этого становятся основополагающей причиной ежедневного ощущения несчастья.".... бороться с недостатками своего ума-сознания надо на внутреннем уровне, устраняя корни загрязнений, а не на поверхностном, работая со следствиями.... Если Ваш Ум всегда реагирует правильно, если Ваше Сознание целостно и гармонично, если глубинная связь Единства со всей Вселенной Вами постоянно осознается, то читать и смотреть нижеприведенные материалы по ссылке Вам категорически запрещено, нельзя...

Просветление – постепенно или внезапно?
Главы из книги “Указывая великий путь”

Будда, развитие, йога, медитация, Человек

Состояние сновидения и реальность бодрствования — феномены одного порядка

Профессор Нью-Йоркского университета, религиовед и философ Эллиот Вольфсон приехал по приглашению проекта Эшколот. Он считает, что мир сновидений и мир реальности одинаковы по своей природе в восприятии человека. Об изучении мира воображения, а также связи последних достижений нейронауки с древними мистическими сюжетами, феноменологией Гуссерля, архетипами Юнга и Францем Кафкой — он рассказал в интервью «Теориям и практикам».

— Как вам удается сочетать в своих исследованиях нейрофизиологию, психологию, философию и религиоведение?

— Прежде всего мое первое образование — это философия. Я изучал такие направления философии, как феноменология и герменевтика. После этапа изучения философии я стал заниматься историей еврейской мистики, так что для меня совершенно естественно было сочетание этих двух направлений. С другой стороны, когда я начал заниматься снами, я понял, что здесь не обойтись без нейронауки. Ну, есть и еще один аспект: невозможно, конечно, писать о снах, не затрагивая психоанализ. Кроме того, это отражает еще и мое принципиальное мнение о том, что необходимо сближать гуманитарные, естественные и точные науки, нужно больше таких междисциплинарных исследований.

— Как именно вы проводите связи между настолько различными дисциплинами, и насколько это трудно?

— Этот вопрос для меня звучит примерно так же, как для танцора — просьба объяснить, как он исполняет тот или иной танец. Это трудный момент, но я постараюсь привести вам конкретные примеры. Вот нейронаука и феноменология. С одной стороны, феноменология в ее классических источниках, у Гуссерля, настаивает на том, что онтологический статус реальности не так важен. Самое главное — это ухватить феномен. То, что нам кажется реальностью, и есть сама реальность, а имеет ли наше представление о реальности «реальные» основания, мы выносим за скобки. А в нейронауке достаточно недавно, с появлением новых технологий, возникло сканирование мозга и деятельности различных областей мозга. И некоторые исследователи показали, что когда человек представляет себе что-то умственным взором, фантазирует, то задействуются те же области мозга, что и при восприятии чего-то реального. То есть с точки зрения нейропсихологии нет разницы между фантазированием, сновидением и восприятием реальных объектов. Состояние сновидения и реальность бодрствования — феномены одного порядка. С другой стороны, психоанализ и каббала очень хорошо сочетаются в том аспекте, что и каббала, и психоанализ воспринимают сон как текст, который требует прочтения и интерпретации. То есть здесь идет акцент на нарративную, текстуальную природу сна.

— Что вы думаете о психоаналитическом способе интерпретировать сны?

— Если говорить о психоанализе как способе заниматься снами, то для меня Юнг важнее и интереснее Фрейда. Хоть я и не очень-то принимаю его теорию универсальных архетипов, она мне не очень близка, но его работа с символами гораздо шире и не такая редукционистская, как у Фрейда — в особенности в том, что касается сексуальности. А также мне принципиален акцент, который делает Юнг на активности воображения, так что, наверное, он для меня более естественный партнер для диалога, чем Фрейд.

— А почему вы не согласны с юнговской теорией универсальных архетипов?

— Мне кажется, что главная проблема с этой теорией — это то, что она не принимает в расчет культурную относительность. Я, как человек эпохи постмодерна, уже испорчен критикой эссенциализма, которая связана с культурным разнообразием. А это то, чего Юнг не учитывал.

— Мне довольно трудно сформулировать вопрос, но я попробую. Когда вы говорите о своей концепции «сна во сне», о том, что мы смотрим сновидения, находясь внутри другого сна, это для вас просто метафора или описание онтологической реальности, в который мы живем?

— Я также не уверен, что мой ответ будет достаточно ясным. Идея, месседж, который стоит за этой концепцией, связан с моим представлением о неизбежности метафоричности; о том, что мы не можем выйти из круга метафор. В этом смысле пробуждение от сна — это пробуждение к осознанию того, что мы пробуждаемся от сна. Это все соотносится с древней мудростью в индуизме, буддизме, даосизме. И одним из самых больших открытий, которое я сделал, изучая сочинения Моше де Леона, каббалиста конца XIII века, было то, что в одном из своих сочинений он пишет, что мудрость каббалы уходит корнями в мудрость Востока, где есть представление о том, что реальность — это не что иное, как сон.

Поэтому выражение «сон во сне», «сон внутри сна» — о том, что невозможно избежать сна, невозможно выйти за пределы сна к какой-то истинной реальности. Мы всегда находимся в кругу отражений, в такой комнате, полной зеркал. Поэтому любая реальность для нас — это уже отражение.

— Раз мы уже заговорили про буддизм, даосизм и каббалу, то как относятся к вопросу сновидений и интерпретации сновидений в разных религиозных, духовных и мистических концепциях?

— Это слишком большой вопрос для того, чтобы в рамках интервью на него ответить. Разные религиозные традиции по-разному воспринимают сны и возможность их толкования, и отношение к снам отражает специфику той или иной религиозной традиции. Но я был очень удивлен, обнаружив, что есть некоторые универсалии. Универсальная идея — это восприятие реальности как сновидения, «подозрение» о сновидческой природе реальности. Это замечание есть в восточных традициях, и в иудаизме, и в суфизме, мусульманской мистике. На удивление, самая далекая от этого представления религия — это христианство.

— В чем христианство дальше в своем отношении к снам от всех остальных?

— Я пишу об этом в своей книге и не могу сказать, что полностью постиг и исчерпал этот вопрос. Но у меня есть несколько гипотез, одна из которых состоит в том, что доктрина воплощения препятствует восприятию реальности как иллюзии, как сновидения, потому что это требует придания материальной реальности некоторого онтологического статуса. Если «реальность реальности» отнять, то все развалится. Но в христианстве есть понятие, очень близкое к снам, — это видения, есть видения Девы Марии, видения Иисуса Христа. Это такие мистические явления, но они, как правило, не в состоянии сна происходят. Это явления другого порядка.

— А если мы сейчас сместимся в сторону естественнонаучного блока, то как вы думаете, сновидения для чего-то нужны человеку или это побочный эффект в развитии человеческой психики? Есть ли разница между снами людей и животных?

— Все-таки для меня сновидения — это уникальное свойство человека, которое отличает его от животных. (Несмотря на то что еще Аристотель говорил, что сны видят не только люди, но и другие звери). И, действительно, некоторые нейрофизиологи утверждают, что сновидения — это деятельность, общая для человека и для животных; и что у животных фиксируется активность мозга во время сна, которая сопоставима с подобной активностью у человека. Но меня это не убеждает, для меня это явления разной природы. Активность мозга в сонном состоянии у животных и у человека можно замерить в количественных показателях, но, мне кажется, это не касается природы снов. Природа снов носит семиотический характер, связанный со знаками, со значением, и поэтому связана с человеческим сознанием, а не только с физиологическими процессами.

— Что нам может дать анализ сновидений? В чем цель интерпретации?

— Интерпретация снов не является чем-то внешним по отношению к сну — здесь сходятся и каббалистическая традиция, и психоанализ. Сон интерпретируется еще тогда, когда он снится. Конечно, можно, увидев сон, пойти к психоаналитику или толкователю, и получить какую-то внешнюю интерпретацию. Но то, что я пытаюсь показать, и то, что говорят источники, на которые я опираюсь, это то, что сон как работа воображения уже носит герменевтический и толковательный характер. В тот момент, когда мы видим сон, он уже анализируется. Таким образом, ваш вопрос снимается, потому что само сновидение и есть процедура его интерпретации.

— В последний вопрос я добавлю еще одну воображаемую текстовую реальность, а именно то, что описание сновидения, или того, что кажется реальностью, а оказывается сновидением (или наоборот), часто используется как литературный прием в художественной литературе. Каким авторам и в каких книгах, как вам кажется, наиболее точно и остроумно удалось уловить то понимание сновидений, которым вы занимаетесь?

— Мне кажется, ближе всего к тем идеям, которые я выражаю в своих исследованиях, находится Кафка. Кафка прекрасно описывает это ощущение, что мир — это паутина метафор, из которой невозможно вырваться. Эта паутина подобна системе зеркал и отражений, из которых нет выхода.

А также я считаю, что природа литературы тоже связана со сновидениями. Даже если писатель в своем повествовании описывает исторические события (не говоря уже о придуманных), то он все равно материал меняет, преобразует, трансформирует в своем толковании, в своем семиотическом процессе. Писатель придает любой истории свои дополнительные смыслы. И такая работа, работа воображения, очень похожа на работу сновидения.

Ксения Романенко
http://innerlife.info/publikatsii/nauka/826-sostoyanie-snovideniya-i-realnost-bodrstvovaniya-fenomeny-odnogo-poryadka

Будда, развитие, йога, медитация, Человек

Рерихи: Долгий путь на Родину

О советской бюрократической машине, происках врагов и помощи верных друзей, неугасимом устремлении семьи Рерихов на Родину, украинских вышиванках от Н.С.Хрущева в подарок С.Н. и Д.Р.Рерих и многих других деталях на основе подлинных материалов из Архива внешней политики РФ..:-)
Прошло более 60 лет с тех пор, как востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902-1960) вернулся в Советский Союз из вынужденной эмиграции. Возвращение растянулось почти на десять лет. Случай достаточно необычный за всю историю репатриации. После смерти академика живописи Н.К.Рериха, последовавшей в декабре 1947 г. в Наггаре (Индия, штат Пенджаб), его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий Рерих решили вернуться на Родину.

Такое решение было принято именно в день ухода русского художника. И сразу же после церемонии кремации семья направила телеграмму в Москву: «Профессор Рерих мирно отошёл 13 декабря. Собираемся вернуться домой с его картинами…»1. Телеграмма адресовалась Татьяне Григорьевне Рерих, единственной их близкой родственнице, проживавшей в Москве. Она была вдовой брата художника, архитектора Б.К.Рериха.

С этого момента фактически начинается эпопея с возвращением Рерихов в Советский Союз. Т.Г.Рерих получила телеграмму через академика АН СССР Е.Н.Павловского. Зоолог Павловский в январе 1947 г. находился с визитом в Дели в составе делегации советских учёных и на правительственном приёме познакомился с художником Святославом Рерихом, братом Юрия Рериха. Академик считался авторитетным учёным, и обращение к нему в таком деликатном деле гарантировало некоторый успех. Т.Г.Рерих возбудила ходатайство о возвращении родственников из Индии и написала письмо в Кремль, управляющему делами Совмина СССР Я.Е.Чадаеву2, приложив телеграмму на английском языке. А тот, в свою очередь, направил бумагу в Министерство иностранных дел на рассмотрение о «выдаче разрешения на въезд в СССР»3. Таким образом, 24 декабря 1947-го заработала огромная бюрократическая машина. Следует заметить, что о смерти «русского художника Николая Константиновича Рериха», последовавшей «в своём доме в Гималаях», сообщило ТАСС4, и значит, учитывая реалии времени, это событие имело некоторый политический оттенок.

Через месяц, 17 января 1948 г., Рерихи покинули свой дом в долине Кулу и отправились в Дели, где обратились в Советское посольство. В начале февраля из Москвы, из Консульского управления МИД пришло указание приступить к оформлению документов на возвращение: «Просьба выслать должным образом оформленные ходатайства Е.И.Рерих и Ю.Н.Рериха»5. Возможно, какую-то роль в принятии положительного решения сыграли письмо и телеграмма Н.К.Рериха на имя министра иностранных дел В.М.Молотова, которые художник направил незадолго до своей смерти6. Он просил у правительства СССР разрешить ему вместе с семьёй вернуться на Родину. Подобные обращения от Рерихов имели место и накануне второй мировой войны – в 1938 г. через советское полпредство в Риге, и после начала войны – в 1941 г. через посольство в Лондоне. Однако тогда ходатайства остались без ответа. Теперь же, после заполнения заявлений-анкет, появилась надежда на осуществление заветных чаяний. Е.И.Рерих писала из Дели своим сотрудникам в Америку: «Через месяц едем в Нов[ую] Страну»7.

Исследуя вопрос о репатриации Рерихов, невозможно обойти молчанием ту часть их биографии, когда после Октябрьской революции семья оказалась на чужбине. В мае 1917 г. Н.К.Рерих в сопровождении жены и двух сыновей отправился на лечение в Сортавалу, в Финляндию, находившуюся в границах Российской Империи. После революционных событий в России произошло отделение Финляндии, и русский художник de facto оказался в эмиграции. В 1919 г. он выехал с выставкой своих работ в Швецию, а оттуда перебрался в Англию. Начался продолжительный период жизни за рубежом.

Отношение Н.К.Рериха к Родине всегда оставалось однозначным, он любил русский народ и посвятил всё своё творчество служению русской культуре. Однако далеко не однозначным было его отношение к советской власти. На первых порах он стоял в жёсткой оппозиции к большевикам, поддерживал антибольшевистские взгляды Леонида Андреева8. Не только сам художник входил в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое обеспечивало финансовую поддержку белогвардейским войскам на северо-западной окраине Империи (к примеру, войскам генерала Н.Н.Юденича), но и его 16-летний сын Юрий Рерих состоял Товарищем Секретаря этого Общества, Особого представительства для Финляндии, располагавшегося в Выборге9. Будучи в Лондоне в 1919 и 1920 гг., Н.К.Рерих присоединяет свой голос к передовым деятелям Русского зарубежья, где началось движение за обновлённую, «свободную Россию», то есть Россию без большевиков. Уже через несколько лет художник обретает собственный, независимый голос. Будущее российской государственности он связывает с Азиатской Россией, с Сибирью. Его слова и действия оформляются в конкретный план, названный «Великим Планом». С 1923 г. Н.К.Рерих путешествует по Востоку и вынашивает мысли о «Новой Стране» (сам термин «Новая Страна» появляется в 1924-м). Именно в это время налаживаются контакты с представителями советской власти в Берлине и Париже, с полпредами Н.Н. Крестинским и Л.Б.Красиным. А в 1926 г. проходят переговоры в Москве с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным. Новая страна Рериха получает звучное название «Священный союз Востока» (позже – «Штаты Азии»). Художник предлагает кремлёвским вождям образовать под эгидой СССР конфедерацию буддийских государств в Азии. Для этого он формирует экспедицию на Алтай, в Монголию и Тибет10. На протяжении десяти лет, вплоть до середины 1930-х гг., план «Новой Страны» видоизменяется в соответствии с расстановкой сил в мире, в связи с изменением сферы влияния мировых держав и международной политики. Начало войны в Европе и быстрое формирование фашистской коалиции вызывают всплеск патриотических настроений в среде русской эмиграции. Границы «Новой Страны» обретают для Рерихов контуры Советского Союза, и вся семья мечтает о возвращении на родную землю.

I

Итак, в течение четырёх месяцев, с января 1948 г. Юрий Рерих и его мать проживают в Нью-Дели, в небольшом дешёвом отеле «Манди Хауз», и ждут «восстановления в гражданстве СССР». Конкретные сроки, обещанные посольством, растягиваются на неопределённое время. Однако документы из Москвы должны поступить со дня на день. Возникает версия с пароходом. «Наш отъезд решён, так утверждают в Посольстве, но нужно дождаться приличного парохода», – сообщает Елена Ивановна своим корреспондентам11. У Рерихов установились хорошие отношения с первым секретарём посольства Павлом Дмитриевичем Ерзиным, который и являлся пока главой всей миссии (советское посольство в Индии официально открылось в конце 1947 г.). Первый секретарь вызывает особое расположение у Святослава Рериха, и он даже доверяет «товарищу Ерзину» решение финансовых вопросов семьи, поскольку сам постоянно находится в разъездах между индийской столицей и Бомбеем. Уверенность в скором отбытии в Советский Союз полная. 9 апреля 1948 г. Святослав Рерих и его жена, известная индийская киноактриса Девика Рани, подают в посольство документы на 6-месячную визу. Они намереваются посетить Москву и Ленинград как туристы «для ознакомления с искусством и кинематографом» и планируют выехать на одном и том же пароходе вместе с родными.

Что же касается объявленного отъезда, то в данном случае посольские работники оказались заложниками ситуации. Уверовав обещаниям из Москвы, они заявили, будто нужен специальный тип парохода, большого водоизмещения, ибо Рерихи везут ценный и тяжёлый груз. Действительно, перевозимое имущество состояло из 1315 картин Н.К.Рериха, огромного архива художника, библиотеки древних манускриптов и книг, тибетской бронзы, нескольких сотен дневников Е.И.Рерих и личных вещей. Сюда же было присоединено имущество домработниц, сестёр Людмилы и Ираиды Богдановых, а также имущество Антона Фёдоровича Яловенко – личного врача Елены Ивановны; эти русские репатрианты собирались в СССР как члены семьи Рерихов.

Со средины апреля в Дели обычно устанавливается жаркая погода, которую европейцам трудно переносить из-за очень высокой температуры воздуха. Рерихи приняли решение выехать в более прохладный по климату Бомбей вместе с багажом. Из письма в Америку от 16 апреля 1948-го: «Посольство дало обещание, что пароход будет направлен в Бомбей, и потому мы решили уже проделать часть пути»12. Водный путь в Советский Союз пролегал из Бомбея в Одессу через Суэц. Неискушённые в интригах, всегда существующих на властных олимпах, Рерихи ожидали, что дорога на Родину будет не извилистой, а прямой. Однако их ждали большие трудности.

Все репатрианты, включая прислугу и домашнего доктора, поселились в местечке Кхандала. Морской воздух и прохлада делали пребывание там более комфортным, чем в Дели. Кхандала – это природный комплекс, славящийся древними буддийскими пещерами. Отдельные памятники, по общему признанию, даже соперничают с пещерными храмами знаменитой Аджанты. В главной кхандальской пещере расположена большая ступа. Это место для Юрия Рериха, изучавшего буддизм, стало настоящей находкой.

В начале мая 48-го Е.И.Рерих тяжело заболела. На здоровье отразилось и психологическое состояние. Елена Ивановна писала в Москву Т.Г.Рерих, как бы побуждая её к активным действиям: «Жара в Дели сказалась на нас очень сурово. Моё 25-летнее пребывание на высотах Гималаев не позволило мне безнаказанно пройти через это испытание, и в настоящее время я лежу больной около Бомбея. 6 января было послано наше заявление о возвращении, и в феврале Посольство получило указание приступить к оформлению нашего возвращения… С тех пор ход дела как-то замедлился, и мы не знаем настоящего положения»13. И, тем не менее, невзирая на неизвестность, Рерихи в любой момент готовы к погрузке на корабль.

Примерно через два месяца, 16 июля Святослав Рерих решает обратиться снова в Москву, к своей тётушке Т.Г.Рерих. Это единственная ниточка, через которую возможна связь с советским правительством и инстанциями, принимающими окончательное решение. Он направляет ей телеграмму: «Очень прошу ускорить с Вашей стороны возвращение Елены Ивановны и брата тчк Посоветуйтесь с друзьями зпт с Павловским и телеграфируйте мне Roerich Taj Mahal Bombay – Святослав»14. По прошествии нескольких дней Т.Г.Рерих напрямую обратилась к В.М.Молотову, который, помимо министерского кресла в МИД, занимал также высокую должность председателя Совета министров СССР. Она писала: «Прошло семь месяцев. Решение ещё не принято. Елена Ивановна Рерих – вдова художника – пожилая и очень больная женщина. Она внучка знаменитого русского полководца Кутузова. И речь идёт не только о возвращении на родину вдовы и семьи художника, но и о доставке ими в Советский Союз картин художника, имеющих огромную художественную ценность мирового значения. Очень прошу Вас уделить внимание этому делу»15. После вмешательства Молотова, казалось бы, произошёл положительный сдвиг. И уже 30 июля 1948-го «въездное дело» Рерихов из Консульского управления было направлено заместителю начальника ОВИР по Москве «тов. Тулоцкому». В официальной ноте подчёркивалось, что консульский отдел посольства СССР в Индии «поддерживает ходатайство» Рерихов и членов их семьи «о приёме в советское гражданство»16. Но на этом оформление документов снова приостановилось до осени. В октябре посольство досылает из Дели в Москву недостающее «Заключение» на Е.И.Рерих17, она считается главным заявителем. (Кстати, данное заключение утверждено уже не П.Д.Ерзиным, а послом Кириллом Васильевичем Новиковым.) В этом документе изложена краткая история её «возвращения» в Советский Союз, начиная с 1926 г. В ноябре и декабре в срочном порядке продолжается обмен письмами между ОВИР и Консульским управлением (письма помечены «В. срочно»)18. Идёт длительная череда согласований и оформление справок, отдельно на каждого заявителя на гражданство. Только к концу 1948 г., по слухам из посольства, вроде бы решается вопрос о выдаче Рерихам советских паспортов в Президиуме Верховного совета. Однако всё, что происходит за кулисами власти, остаётся неизвестным в Индии.

Напряжение продолжает нарастать. Рерихи считают себя отъезжающими, при этом они очень неустроенны в жизни. Никто не может полноценно заниматься литературным трудом или вести научную работу, так как все книги и манускрипты упакованы. Ящики с багажом пронумерованы и ожидают погрузки. Юрий Рерих признаётся жене брата, Девике Рани: «Я чувствую себя сидящим на чемоданах»19. А в письме к Святославу Рериху определяет своё состояние по-философски, как «вечное ожидание»20. В этой характеристике душевного покоя угадывается название одноимённой картины отца, написанной в начале эмиграции. Тем не менее, члены семьи надеются, что их судьба решится в ближайшие месяцы, до конца 1948 года. Письмо Юрия Рериха от 17 ноября: «Мама намерена ехать только в определённом направлении»21. А сама Елена Ивановна пишет про старшего сына: «Мы твёрдо знаем, что мы будем в нашей стране, но детали Плана сложны, и сыновья уже поговаривают, не лучше ли переждать это время в горах, в Калимпонге, вблизи буддийских центров: для Юрия это будет полезно, ибо он сможет закончить и проверить свою работу по подлинникам, находящимся в монастырских библиотеках. Но я верю, что в ноябре мы уже будем в пути…»22. Юрий Рерих как раз ожидает выхода в свет первого тома своего капитального труда по истории буддизма «Голубые Анналы» (просматривает корректуру) и работает над вторым томом23.

В канун нового 1949 года предпринимается ещё одна попытка прояснить ситуацию. Рерихи обращаются с телеграммой в Москву: «Пожалуйста узнайте может ли быть ожидаемо решение в течение шести недель тчк Потому что приближается жаркое время года и мы вынуждены уехать в горы в середине февраля и не будем способны путешествовать раньше следующей зимы – Привет Святослав»24. На этот раз Т.Г.Рерих пишет не письмо, а делает 8 января официальное заявление в Консульское управление МИД СССР и просит определить срок, в который мог бы решиться вопрос о подданстве25. Через месяц примерно такое же заявление от имени Рерихов было сделано в советском посольстве в Индии. На это Москва ответила глухим молчанием. «Дело снова пошло в долгую» – так кратко описал ситуацию Юрий Рерих26.

После года ожиданий Рерихи уезжают в Сикким (Восточная Индия), в небольшое местечко под названием Калимпонг на постоянное место жительства, всё ещё надеясь получить вызов. Вот график движения: 12 февраля 1949-го выехали из Кхандалы в Бомбей, затем 18 февраля – в Калькутту и 20-го поселились в отеле «Гранд»; на следующий день отправились поездом на Силигури и 22-го прибыли в Калимпонг. На первых порах жили в «Гималайском отеле», а 9 марта удалось снять в аренду большой дом «Крукети» (на четыре спальни). Из окон открывался великолепный вид на гималайскую гряду и её жемчужину, гору Канченджунгу. Вскоре Святослав Рерих купил этот дом, ставший семейным прибежищем.

На карте Индии Калимпонг был выбран не случайно. Исторически через этот населённый пункт проходил основной путь в Индию из Тибета. Когда в 1950 г. китайские войска вошли в Тибет, огромный поток буддистов и лам устремился в Индию. Беженцы везли с собой древние манускрипты, танки и бронзовые изваяния. Поселившись в Калимпонге, Рерихи получили возможность изучать буддийские святыни и даже собирать коллекцию тибетского искусства. Юрий Николаевич сразу же приступил к созданию Индо-Тибетского научного института.

Весна 1949 года принесла некоторые политические сдвиги в Советском Союзе. В.М.Молотова на посту министра иностранных дел сменил А.Я.Вышинский, бывший Генеральный прокурор СССР. Для Рерихов эти изменения казались явлением положительным. Юрий Рерих делился мыслями со своим братом: «Итак, Молотова убрали, и мои мечты стали явью. Вышинский, конечно, лучше, но всё это означает большие социальные перемены»27. Перемены в стране действительно начали происходить, но они вылились в новые чистки и процессы, по образцу довоенных репрессий. В Прибалтике были разгромлены Рериховские общества, и их члены поголовно отправлены в сибирские лагеря.

Невзирая на ужесточение порядков, Т.Г.Рерих продолжает ходить по инстанциям и интересоваться судьбой родственников, ожидающих репатриации. В течение полугода до неё доходят только устные ответы, или так называемые слухи. Летом 1949 г. она обращается с личным письмом к новому министру Вышинскому и просит разъяснить сложившуюся ситуацию: «В настоящее время, как мне сообщили в Консульском управлении, вопрос о возвращении их (Рерихов – В.Р.) на родину решён и им в Индию сообщено. Но я никак не могу получить здесь сведения о том, как этот вопрос решён, какое постановление было. Очень прошу Вас не отказать мне в любезности, распорядиться о том, чтобы я была поставлена в известность о принятом решении по вопросу о праве на въезд в СССР семьи художника Рериха»28. Ответа на письмо не последовало. Итоговое решение о репатриации так и осталось неизвестным – ни самим Рерихам в Калимпонге, ни их родственнице в Москве.

Осенью 1949 г. Рерихи, каждый персонально, получили приглашения из советского посольства на празднование годовщины Октябрьской революции. Святослав Рерих продолжал поддерживать дружеские отношения с послом Новиковым, с первым секретарём Ерзиным, Левицким и другими сотрудниками. Часто приглашал их на обеды в отель «Империал», где останавливался, приезжая по делам в Дели. Руководство посольства было заинтересовано в этих контактах, поскольку Святослав Рерих являлся не только известным в Индии культурным деятелем, но и личным другом премьер-министра Дж. Неру. (Пандит Неру и его дочь Индира Ганди в 1942 г. гостили у Рерихов в их гималайском имении.) На правительственных приёмах он всегда был «в первых рядах», по его собственному выражению. Художник даже исполнял обязанности личного переводчика Неру на встречах с советскими делегациями. В то же время к ноябрю 49-го в посольстве уже давно знали о том, какое именно решение о гражданстве принято в Москве. Это решение вынес Президиум Верховного совета (протокол № 171 от 29 апреля 1949 г.). Из Консульского управления МИД 25 июня 1949 г. было отправлено уведомление на имя заведующего консульским отделом посольства СССР в Индии тов. Зыкова: «Сообщаем, что ходатайства Рерих (ур. Шапошникова) Елены Ивановны и Рерих Юрия Николаевича о приёме в гражданство СССР отклонены»29. Но по каким-то причинам принятые советским правительством решения остались для Рерихов тайной за семью печатями…

II

В последующие годы Рерихи продолжают свою борьбу за советское гражданство. Ежегодно они отправляли в посольство запросы (с оплаченным уведомлением) о судьбе сделанного ими последнего заявления в феврале 1949 г., но ни разу так и не получили официального ответа.

Какие причины вызвали приостановку государственной машины? Почему потребовалось десять лет, чтобы пересечь границу СССР? (окончание по ссылке)

Будда, развитие, йога, медитация, Человек

КБ Южное о сотрудничестве с США и Европой, программе "Морской старт" и Илоне Маске

Украинское конструкторское бюро Южное им. М.К. Янгеля - одно из самых известных и признанных в мире научно-конструкторских предприятий по разработке ракетно-космической техники.

LIGA.net более полугода пыталась взять интервью у гендиректора КБ Александра Дегтярева, однако по разным причинам встреча откладывалась. Нам предложили пообщаться с заместителем генерального директора по летным испытаниям Анатолием Агарковым.

Ниже - тезисы интервью, которое было согласовано с пресс-службой КБ.

О сотрудничестве с США - проект Antares

Первый запуск Antares состоялся 21 апреля 2013 года. Это проект американской компании Orbital, предназначенный для запуска на низкую орбиту Земли грузов весом до 8 тонн. В 2018 году должно быть произведено два запуска. Первый запланирован на 20 мая.

Об участии в проектах Европейского космического агентства (ЕКА)

16 лет назад в Брюсселе было создано представительство КБ Южное. Мы стремимся стать членом ЕКА, но для вступления необходимо внести определенный взнос. Хотя, когда в Европе есть необходимость, они к нам обращаются. Яркий пример - проект легкой ракеты-носителя Vega, на которую ПО ЮМЗ поставляет двигатель нашей разработки.

О лунных проектах

В прошлом году Европейское космическое агентство (ЕКА) заявило о желании построить постоянную лунную базу "Лунная деревня". Проект может стать новым шагом на пути освоения дальнего космоса после того, как в 2024 году прекратится поддержка обслуживания Международной космической станции. Мы первый ассоциативный член в этом проекте.

О продаже Китаю технологии лунного модуля

Информация о продаже Китаю технологий лунного модуля "Блок Е" не соответствует действительности. Мы ничего без контрактов продать не можем, и каждый контракт контролируют государственные органы.

О программе "Морской старт"

Будда, развитие, йога, медитация, Человек

Где находится Священная Страна

В указателе Тайной Доктрины Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым островом, расположенным в центральной Азии, или как «Священный остров в пустыне Гоби».

Шамбала–таинственная страна, которая упоминается в древних текстах, буддийских легендах и рукописях. В ней находится источник энергии, дающий возможность жизнедеятельности всему, существующему на земле царства равенства и благоденствия, где зерно родится само, а люди никогда не болеют, пишут соискатели Шамбалы.

Многочисленные путешественники и экспедиции пытались найти его, предполагая, что там человек может получить сверхзнание и открыть свои сверхспособности. По словам российского исследователя Анны Баклаги это место на Востоке называли Шамбалой, на Руси - Беловодьем.

Вообще легенды о Шамбале известны уже тысячи лет. Об этой мифической стране упоминается в древних буддийских текстах, в том числе в Калачакра-тантре Х века (буддийское мировоззрение, предполагающее, что человек и мир связаны). Сказания о ней породили множество противоречивых мнений и споров среди ученых и эзотериков.

Западный мир узнал об этом в XX веке. Именно тогда фюрер Германии Адольф Гитлер и руководитель СССР Иосиф Сталин практически одновременно стали вести тайные исследования тибетских манускриптов в надежде отыскать следы скрытого государства. Поиски приобрели грандиозные масштабы, утверждают исследователи Шамбалы. «Сотрудники Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД) совершили ряд секретных путешествий в Центральную Азию и Тибет. Одной из задач экспедиции был поиск хранилища неведомых сил. Интересно, что восточные манускрипты, которые так тщательно изучались в НКВД, описывают Шамбалу как реальное земное государство.

Древние карты указывали на череду горных образований, в которых должно было располагаться царство справедливости, а в индуистских путеводителях Шамбала находится в центре Азии, на вершине таинственной горы» В работах российских ученых и философов Николая и Елены Рерих - «Учение Живая Этика (Агни-Йога)» Шамбала или место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества описана по следующему. Она находится «в высших вибрациях, поэтому невидима и недоступна для непросветленного человека ». Некоторые современные исследователи предполагают, что слишком тонкая граница между реальным и параллельным миром и есть невидимые ворота в великую Шамбалу.

Основываясь на разных источниках и многочисленных исследованиях монгольский исследователь, экономист-аналитик по имени Ш.Мягмарцэрэн убежден, что Шамбала является не вымыслом, а реальностью, которая достижима для духовно реализованных людей. Помимо всего этого, он выдвигает научные гипотезы, которые утверждают, что мифическая страна - Шамбала находится на территории нынешней Монголии.

Более 30 лет своей жизни он посвятил изучению местонахождения Шамбалы и неоднократно находил вход в это царство. Ш.Мягмарцэрэн написал 4 авторских книги, где собраны результаты его исследовательских работ и сравнительные анализы трудов современных и древних авторов и исследователей. Он выступал с докладом на многих международных научных конференций: «Топонимика и картография Монголии», «Рерихи в Монголии» и др. Участники и организаторы конференции высоко оценили его исследования.

На этот раз издание «Новости Монголии» представляет вниманию своих читателей интервью с этой интересной личностью, Ш.Мягмарцэрэном.